Субарахноидальное кровоизлияние головного мозга

5/5 - (3 голоса)

В нашем отделении продолжается активное внедрение хирургии артериальных аневризм головного мозга.
Вашему вниманию предоставляется клинический случай пациента М, 56 лет.
Заболел остро, 15.05.2015г. Почувствовал сильнейшую головную боль в затылочной области, тошноту. Был экстренно госпитализирован в неврологическое отделение г. Чехова, где при люмбальной пункции получен геморрагический ликвор, выполнена МРТ – ангиография.

мрт ангиограмма ПСА

На МРТ-ангиографии выявлена аневризма ПСА (передней соединительной артерии).

Пациент в экстренном порядке, в острейший период кровоизлияния взят на операцию — Птериональную краниотомию справа (аневризма заполнялась из правой передней мозговой артерии). Выключение артериальной аневризмы ПСА.

Этап операции. Выполнена трепанация черепа, вскрыта твердая мозговая оболочка. Вид мозга с субарахноидальным кровоизлиянием.

мозг с САК

Поэтапная препаровка арахноидальных цистерн основания головного мозга с его релапсом для удобной и атравматичной манипуляции. Видна внутренняя сонная артерия, Намет мозжечка, 1 черепно-мозговой нерв, зрительный нерв справа.

ВСА намет обонят нерв

Дальнейшая работа на сосудах и нервах основания мозга — видны ВСА, зрительные нервы и хиазма, А1, А2 правой передней и М1 правой средней мозговой артерий, ПСА.

ВСА ПМА ПСА А2 справа зрительный нерв

В течение временного клипирования правой ПМА, А1 — сегмент наложен один клипс на аневризму, остается большая пришеечная часть с сохраненным кровотоком в аневризме, попытки смешения клипса книзу безуспешны. Кроме того виден вход в III желудочек (операция Стуккея — перфорирована конечная пластинка) для дополнительной релаксации мозга.

клипс, стуккей

На пришеечную часть аневризмы наложен еще один клипс.

2 клипса

Шпатели сняты с лобной и височной долей головного мозга, мозг расслаблен, разительно отличается от первоначальной картины. В глубине сильвиевой щели виднеется клипс.

конечный вид

Послеоперационные КТ-ангиограммы.

КТ ангиограмма после операции видны А1

КТ ангиограмма после операции клипсы

Кровоток по А2 ПМА сохранен с обеих сторон. Аневризма не видна.

3Д-реконструкция

3-D реконструкция, к сожалению не несет большой информативности.

Прошло более 10 суток после операции. Пациент без парезов и параличей, в сознании, выражен оболочечный синдром, несколько неадекватен. Продолжается лечение.