Осложнения после операции на позвоночнике

5/5 - (6 голосов)

Содержание:

Типы осложнений после операции на позвоночнике

При операциях на позвоночнике возможны осложнения, которые можно обозначить как общие для всех оперативных вмешательств:

• кровотечения;
  • нагноения мягких тканей;
  • осложнения, связанные с проведением анестезиологического пособия.

Так и специфические осложнения (характерные только для операции на позвоночнике и содержимом позвоночного канала):

• повреждения спинного мозга, сосудов и спинномозговых корешков, что приводит к негативным неврологическим проявлениям;
  • повреждения важных экстравертебральных магистральных сосудов, близ расположенных органов;
  • нагноения костей позвоночника — спондилиты и межпозвонковых дисков — дисциты;
  • порочное стояние фиксирующих конструкций — мальпозиция или их дислокация — смещение;
  • Рецидивирование патологического процесса, например грыжи диска после ее удаления (от 1% до 25% по данным различных авторов).

Пример осложнения после удаления поясничной грыжи межпозвонкового диска

Пациенту по поводу межпозвонковой грыжи диска L5-S1 выполнена микроскопическая дискэктомия.

Вечером после операции появилось вздутие живота и сильная боль. С признаками перитонита пациенту выполнена лапаротомия, на которой выявлена перфорация толстой кишки. Пациентка пролечилась в хирургическом отделении, где абдоминальные проблемы полностью были купированы.
Однако, возникла «новая» боль в нижних отделах спины.
При МРТ поясничного отдел позвоночника выявлены признаки спондилодисцита надкрестцового диска с массивной превертебральной и пресакральной инфильтрацией.

Т1 дисцит

Т2 дисцит

Т2 аксиал дисцит

Пациент получал массивные дозы антибиотиков, на фоне которых отмечалась незначительная положительная динамика, в связи с чем было решено выполнить санирующее повторное вмешательство на межпозвонковом диске, установить проточно-промывную систему в полость пораженного межпозвонкового надкрестцового диска.

После проведенной операции и антибиотикотерапии воспаление значительно стихло.

Третьим этапом проведено: транспедикулярная фиксация L5-S1, ламинэктомия, менингорадикулолиз.

Результаты проведенного лечения. МРТ.

МРТ сагиттал после лечения регресс дисцита

МРТ аксиал на L5 после лечения регресс дисцита

МРТ аксиал на S1 после лечения регресс дисцита

Превертебральная инфильтрация устранена. Признаки спондилита уменьшились. Наметилась тенденция перехода воспаления в склероз (Модик 1 в Модик 2).

КТ картина.

Кт перед выпиской

Таким образом сроки госпитализации около полугода. Пациент выписан без боли и неврологического дефицита.

В нашем отделении осложнения при операции на позвоночнике развиваются довольно редко, что позволяет с достаточной степенью уверенности заниматься вертебрологией различной степени сложности.